🎹🎶🎹Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Соната для фортепиано №11 си-бемоль мажор (1799-1800). 🎹🎶🎹
Состоит из четырёх частей:
1. Allegro con brio
2. Adagio con molto espressione
3. Menuetto
4. Rondo. Allegretto
✍🏻✍🏻✍🏻 Эта соната, посвященная графу фон Брауну и обозначенная автором как «большая соната», сочинялась в 1799—1800 годах и была опубликована в 1802 году.
Известно, что сам Бетховен связывал музыку данной сонаты с героикой республиканских войн Наполеона. Ленц назвал сонату op.22 «великолепной и торжествующей эпопеей», он видел в ней наличие сильно выраженных элементов второго стиля Бетховена, господство которого, по мнению Ленца, начинается с сонаты ор.26.
Тем не менее, соната ор.22 в дальнейшем постоянно вызывала недоверчивое, осторожное отношение как исследователей, так и исполнителей.
Первая часть сонаты Allegro con brio, B-dur, в полной мере соответствует определению Ленца. Ромен Роллан так отзывается об этой части сонаты, имея в виду стиль ампир, к которому она тяготеет:
«...Ор.22 (в своей первой части) покажет этот стиль во всей его чистой силе и строгом блеске. Это дыхание подымающегося наполеоновского поколения.»
В начале первой части немного слышны отголоски Гайдна и Моцарта, в экспозиции героическая тема постепенно нарастает; в разработке тема несколько меняет ракурс на обстановку действия; реприза довершает героическую картину, развивая тему экспозиции.
Вторая часть сонаты Adagio con molta espressione, Es-dur, резко контрастирует с первой частью. Ромен Роллан даёт её такое определение:
«Противовесом... героическому напряжению является пастушеская греза, когда победитель, внезапно соскочив с лошади, широко расстегнув высокий воротник мундира, предается отдыху после своей напряженной деятельности.»
Третья часть сонаты Menuetto, B-dur, менуэт с оттенками героики, тематически продолжает первую часть сонаты.
Четвёртая часть сонаты Rondo, Allegretto, B-dur, по мнению А. Рубинштейна:
«...одна из прелестнейших страниц Бетховена. Что может сравниться с очарованием первого мотива? В какой опере можно найти что-либо подобное?»
Соната №11 весьма своеобразное произведение Бетховена, героизирующая эпоху наполеоновских походов и светских развлечений. Взятая за основу тема существенно ограничила творческий замысел композитора, в этом вероятно и заключается тот факт, что последующие произведения Бетховена отодвинули на второй план слишком официозный и показной стиль этой сонаты. ✍🏻✍🏻✍🏻
#Vienna #Austria #music #architecture #Wien #Musik #Architektur #Вена #Австрия #музыка #архитектура #Бетховен #соната #фортепиано #Beethoven #sonata #piano #классика #классическая #classic #графФонБраун #фонБраун