🎹🎶🎹Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Соната для фортепиано №12 ля-бемоль мажор (1800-01). 🎹🎶🎹 Состоит из четырёх частей: 1. Allegro con brio 2. Adagio con molto espressione 3. Menuetto 4. Rondo. Allegretto ✍🏻✍🏻✍🏻 Эта соната, опубликованная в 1802 году под названием «большой сонаты» и посвященная князю Карлу Лихновскому, сочинялась, по-видимому в 1799—1800 годах. Ленц начинает сонатой №12 разбор второго периода творчества Бетховена, признавая, впрочем, что точные границы установить трудно, поскольку элементы «второго стиля» имеются и в гораздо более ранних сонатах Бетховена. Оценка сонаты №12 ор.26, данная Ленцом, очень высока. Он усматривает в ней исключительное единство частей, «апофеоз формы» в согласии с «полетом мысли», называет её «быть может, самой совершенной из фортепианных сонат Бетховена». Особенно привлекает Ленца в этой сонате пластичность фортепианной фактуры, отсутствие всего форсированного, чрезмерного. Надо думать, что именно эти черты послужили причиной того, что она была любимой сонатой Шопена. Однако не все согласны в оценке цельности этой сонаты. Так, уже Улыбышев, восторгавшийся ее музыкой, полагал, что третья часть (похоронный марш) не связана с целым. Впоследствии единство замысла сонаты неоднократно ставилось под сомнение — вплоть до крайней оценки Ганса Бюлова, полагавшего, что части сонаты op.26 могут быть без ущерба переставлены. Ромен Роллан попытался объяснить «недостаточную органичность» сонаты тем же, чем соответственные черты сонаты ор.10 №3. Он писал: «...комментаторы ломают себе голову, чтобы найти ключ к объяснению последовательности четырех частей, особенно смысла веселого allegro, следующего за похоронным маршем. В действительности Бетховен в то время совершенно не заботился (впоследствии он стал менее беззаботным) о столкновении этих впечатлений. Можно даже сказать, что он добровольно искал этого разнообразия. Из набросков видно, что он начал с того, что наметил последнюю часть, веселое Allegro, и что за ним он предвидел менуэт и мрачный марш в ля-бемоль-миноре. Очевидно в то время он замыслил произведение из разнообразных отрывков, объединенных только стилем и колоритом тональностей». Эти рассуждения Ромена Роллана можно принять лишь частично. Безусловно правильно, что в сонате №12 нет того единства, как, скажем, в «лунной» или «аппассионате». Но нет оснований относить это за счет беззаботности Бетховена. Гораздо вернее видеть в этой сонате (да и в предыдущих) настойчивые поиски Бетховеном программности, эмоционально-сюжетного построения сонатного целого. Вернее потому, что только это способно объяснить весь исторический путь развития сонатного творчества Бетховена. Двенадцатая соната, вдобавок, весьма примечательна своими формами, отражающими также новаторские искания Бетховена. В частности, эта соната совсем не имеет сонатного allegro, а первая часть ее написана в форме вариаций. Эти моменты (равно как и использование жанра похоронного марша) не имеют прецедентов в предыдущих сонатах Бетховена. По общему своему характеру, общему тонусу соната ор.26 как бы противостоит сонате ор.22. Там, по метким словам Ромена Роллана,— недоступность «всякой чувствительности», здесь — господство чувств, из которых многие очень нежны и задушевны. —-— Ю. А. Кремлев ✍🏻✍🏻✍🏻 #Vienna #Austria #music #architecture #Wien #Musik #Architektur #Вена #Австрия #музыка #архитектура #Бетховен #соната #фортепиано #Beethoven #sonata #piano #классика #классическая #classic #князь #КарлЛихновский